sl1 DSC_0409 DSC_0414 DSC_0417 DSC_0418 DSC_0420

Таинства

  1. Крещение
  2. Миропомазание
  3. Причащение (Евхаристия)
  4. Покаяние (исповедь)
  5. Брак (венчание)
  6. Елеосвящение (Соборование)
  7. Священство

Таинствами называются те священнодействия, в которых с особенной силой действует Благодать Святого Духа и которые наиболее важны в духовной жизни христианина.

Таинствами являются: Крещение, Миропомазание, Причащение, Покаяние, Брак, Елеосвящение и Священство.

Необходимые признаки таинств: богоучрежденность, невидимая благодать и видимый образ совершения. Таинства имеют божественное происхождение, т.е. установлены Самим Иисусом Христом. Если о некоторых из таинств, например, о причащении, крещении и покаянии, Спаситель говорил уже во время Своей земной жизни, то потому, что эти таинства есть важнейшие и непостижимейшие. О других таинствах нет столь же ясных свидетельств в Евангелии, но указания на божественное происхождение их находятся в посланиях апостольских и в книге Деяний апостолов, а также в свидетельствах апостольского предания, сохраненных творениями отцов и учителей Церкви первых веков христианства (св. Иустин Мученик, св. Ириней Лионский, Климент Александрийский, Ориген, Тертуллиан, св. Киприан). Внешние знаки в таинствах имеют значение не сами по себе, а для человека, который по самому устройству своей природы нуждается в видимых средствах для усвоения невидимой силы Божией.

Таинства существенно отличаются от обрядов (каковы освящение воды, отпевание умерших и проч.). Обряды имеют, во-первых, церковное, а не божественное происхождение. Во-вторых, таинства сообщают человеку благодать Божию, которая вселяется во внутреннюю духовно-нравственную жизнь человека и изменяет ее; обряды призывают благословение Божие на внешнюю жизнь и деятельность человека.

По православному учению, условиями для совершения и действенности таинств признаются присутствие обеих сторон таинства: объективной и субъективной. Первая сторона (объективная) состоит в правильном совершении таинства законно поставленным иерархическим лицом, при соблюдении известной определенной внешней формы и словесной формулы таинства, согласно божественному установлению; субъективная же сторона таинства заключается во внутреннем настроении и расположении христианина, принимающего таинство. Первая сторона таинств составляет условие для действительности таинств; вторая служит условием для их благодатной действенности. Действительность таинств, по православному учению, не зависит от заслуг или достоинств лиц, совершающих и приемлющих таинство; спасительное же действие таинства обусловливается известным нравственным состоянием человека, приемлющего таинство; оно требует от человека веры, сознания великого значения и важности таинства и, наконец, искреннего желания и полной готовности принять его. При отсутствии этих последних требований принятие таинства служит к осуждению человека (1 Кор. 11:26-30).

Крещение

Крещение является как бы дверью в Церковь Христову, только принявший его может пользоваться другими Таинствами. Это такое священное действие, в котором верующий во Христа, через троекратное погружение тела в воду, с призыванием имени Святой Троицы - Отца и Сына и Святаго Духа, омывается от первородного греха, а также от всех грехов, совершенных им самим до Крещения, возрождается благодатью Духа Святаго в новую, духовную жизнь.

Таинство Крещения установил Сам Иисус Христос и освятил его, крестившись у Иоанна. И вот, как Господь во утробе Св. Девы облекся в человеческое естество (исключая грех), так крещающийся в купели делается причастником божественного естества: "Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся" (Гал. 3, 27). Соответственно и сатана утрачивает власть над человеком: если прежде он властвовал над ним как над своим рабом, то после Крещения может действовать только извне - обманом.

Для принятия Крещения от взрослого человека требуется сознательное желание стать христианином, опирающееся на крепкую веру и сердечное покаяние. Младенцев Православная Церковь крестит по вере родителей и восприемников. Для того и нужны крестные отцы и матери, чтобы поручиться за веру крещаемого. Когда он подрастет, восприемники обязаны научить ребенка и позаботиться о том, чтобы крестник стал истинным христианином, Если они пренебрегут этим священным долгом, то тяжко согрешат. Так что приготовить к этому дню красивый крестик и белую рубашку, принести с собой полотенце и домашние тапочки - еще не значит приготовиться к Таинству Крещения, даже если крестить собираются несмышленого младенца. Он все равно должен иметь верующих восприемников, знающих основы христианского вероучения и отличающихся благочестием, Если же к купели приступает взрослый человек, пусть сначала прочитает Новый Завет, Катехизис и примет учение Христа всем сердцем и разумом.

В Таинстве Крещения человеку нарекают имя; он обретает небесного покровителя в лице святого, чьё имя ему нарекли; все совершенные им до Крещения грехи прощаются Богом, к новопросвещённому христианину приставляется наставник и хранитель души - Ангел Божий; и полученную в Таинстве Крещения Благодать христианин несёт в себе до конца жизни, либо умножая Её в себе праведной жизнью, либо теряя через грехопадения.

Каждый христианин индивидуально под руководством своего духовника идёт тем или иным путём служения Богу и стяжания Благодати.

Но один путь, общий для всех христиан – возможно более частое посещение храма, участие в общей молитве, исповедь и причащение Святых Христовых Тайн.

Памятка для взрослых

  1. Предварительно крещаемый, а также крестные и родители (для подростков младше 16 лет) проходят собеседование о Таинстве Крещения в пятницу в 14.00.
  2. Крестные должны быть:
    • – православными;
    • – совершеннолетними, но не престарелыми;
    • – между собой не состоять в браке;
    • – желательно в день крестин или накануне исповедоваться и причаститься.
  3. Крещаемая, мама и крестная мама во время крестин должны быть в женской чистоте.
  4. Родители, крестные и гости во время Таинства Крещения обязательно должны быть с нательными крестиками, женщины – в юбках, платках, без косметики.
  5. Разрешается проводить фото- и видеосъемку крестин с условленных мест.

Крещаемому необходимо купить

  1. Нательный крестик (освященный).
  2. Крестильный набор (крестильная сорочка и простыня с крестом).
  3. Икону.
  4. Крестные родители дарят крещаемому Евангелие и молитвослов.

Иметь с собой из дома

  1. Все, что купили в Храме, а также:
  2. Полотенце.
  3. Тапки.
  4. Пакет для мокрого белья.

В день крестин

  1. Прийти в храм за 15 минут до назначенного времени и сообщить о своем приходе одному из работников в церковной лавке.
  2. Сдать священнику крестильную икону.
  3. Если крестик не освящен, сдать священнику для освящения в алтаре.

 

Все необходимое для Таинства Крещения
Вы можете купить в нашем Храме

 

Памятка о Крещении детей

  1. Предварительно родители и крестные проходят собеседование со священнослужителем в пятницу в 14.00.
  2. Крестные должны:
    • - быть православными;
    • - быть совершеннолетними, но не престарелыми;
    • - между собой не состоять в браке;
    • - желательно в день крестин или накануне исповедаться и причаститься.
  3. Мама и крестная мама во время крестин должны быть в женской чистоте.
  4. Родители, крестные и православные гости во время Таинства Крещения обязательно должны быть с нательными крестами, женщины – в юбках, платках, без косметики.
  5. Разрешается проводить фото- и видеосъемку крестин с условленных мест.

Младенцу необходимо купить

  1. Нательный крестик (освященный).
  2. Крестильный набор (крестильная сорочка и ризка с крестом).
  3. Икону.
  4. Крестные родители дарят младенцу Евангелие и молитвослов.

Иметь с собой из дома

  1. Свидетельство о рождении ребенка.
  2. Все, что купили в храме, а также:
  3. Теплое одеяло.
  4. Чистые памперсы.
  5. Чистую пеленку или большое полотенце.
  6. Пакет для мокрого белья.

В день крестин

  1. Прийти в храм за 15 минут до назначенного времени и сообщить о своем приходе одному из работников в церковной лавке.
  2. Сдать священнику крестильную икону.
  3. Если крестик не освящен, священнику для освящения в алтаре.
  4. На разложенных столах распеленать, раздеть младенца и завернуть его в чистую пеленку.
  5. Девочкам до крещения чепчик или платочек не надевать.

 


Все необходимое для Таинства Крещения
Вы можете купить в нашем храме

 

Миропомазание

В этом Таинстве верующему подаются дары Святаго Духа, которые отныне будут укреплять его в христианской жизни. Первоначально апостолы Христовы призывали Святой Дух сойти на обратившихся к Богу через возложение рук. Но уже в конце I века таинство стало совершаться через помазание миром, так как апостолы просто не имели возможности возлагать руки на всех присоединившихся к Церкви в разных, часто отдаленных местах.

Святым миром называется особым образом приготовленный и освященный состав из елея и благовонных веществ. Освящали его апостолы и их преемники - епископы. И теперь освящать миро могут только архиереи. Но само Таинство могут совершать священники.

Обычно оно следует непосредственно за Крещением. Со словами: "Печать дара Духа Святаго. Аминь" - священник крестообразно помазует верующему чело - для освящения мыслей его, очи - чтобы мы шли по стезе спасения под лучами благодатного света, уши - да будет человек чутким к слышанию слова Божия, уста - дабы оказались способными к вещанию Божественной истины, руки - для освящения на дела, угодные Богу, ноги - для хождения по стопам заповедей Господних, грудь - чтобы, облекшись во всеоружие Духа Святаго, мы все могли о укрепляющем нас Иисусе Христе. Так, через помазывание разных частей тела, освящается весь человек - плоть его и душа.

Значение этого Таинства раскрывается в словах священника, произносимых им при совершении Миропомазания: "Печать Дара Духа Святаго". Печать - это знак Того, Кому мы принадлежим. Дух Святой в этом Таинстве подаётся крещаемому как Дар Бога, Дар, совершающий полноту освящения христианина при вхождении его в Церковь.

Христианин, получивший в Таинстве Крещения очищение от грехов, обновление жизни, рождение в Жизнь Вечную, в Таинстве Миропомазания обретает полноту Благодати как Дар Святого Духа.

Причащение (Евхаристия) 

В этом Таинстве православный христианин под видом хлеба и вина вкушает Самое Тело и Кровь Господа Иисуса Христа и через это таинственно соединяется с Ним, делаясь причастником вечной жизни.

Таинство Святого Причащения установил Сам Христос во время Тайной Вечери, накануне Своих страданий и смерти: взяв хлеб и благодарив (Бога Отца - за все Его милости), преломил и подал ученикам, говоря: приимите и ядите, сие есть Тело Мое, которое за вас предается. Также взяв чашу и благодарив, подал им, говоря: пейте из нее все, ибо сие Кровь Моя, за вас и за Многих изливаемая во оставление грехов (Мф. 26, 26-28; Мк. 14,- 22-24; Лк. 22, 19-24; Кор. И, 23-25). Установив Таинство Причащения, Иисус Христос заповедал ученикам совершать его всегда: "Сие творите в Мое воспоминание" (Лук. 22.19).

Незадолго до того, в беседе с народом, Спаситель говорил: "Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Кровь Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Идущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем" (Ин. 6, 53-56).

Таинство Причащения будет совершаться в Церкви Христовой до скончания века за Богослужением, называемым Литургией, во время которой хлеб и вино, силой и действием Святого Духа, "пресуществляются" (т.е. меняют своё существо, превращаются) в истинное Тело и в истинную Кровь Христовы. По-гречески это Таинство называется "евхаристией", что значит "благодарение".

Как готовиться ко Святому Причащению

К Таинству Святого Причащения необходимо себя подготовить говением - молитвой, постом, смирением и покаянием. Без исповеди никто не может быть допущен к Причастию, кроме случаев смертной опасности.

Желающий достойно причаститься должен, по крайней мере, за неделю начать готовиться к этому: больше и усерднее молиться дома, регулярно посещать Церковь. В любом случае надо быть на вечернем Богослужении накануне дня причащения. С молитвой соединяется пост - воздержание от скоромной пищи - мяса, молока, масла, яиц и вообще умеренность в еде и питье.

Готовящийся к Святому Причащению должен проникнуться сознанием своей греховности и беречь себя от злобы, осуждения и непотребных мыслей и разговоров, отказаться от посещения увеселительных мест. Лучше всего проводить время в чтении духовных книг. Перед исповедью нужно непременно примириться как с обидчиками, так и с обиженными, смиренно испросив у всех прощения. Желающий причаститься должен прийти к священнику, совершающему исповедь у аналоя, на котором лежат Крест и Евангелие, и принести искреннее раскаяние в содеянных грехах, не утаивая ни одного из них. Видя чистосердечное раскаяние, священник возлагает конец епитрахили на преклоненную голову исповедника и читает разрешительную молитву, прощая ему грехи от имени Самого Иисуса Христа. Правильнее исповедаться накануне с вечера, чтобы утро посвятить молитвенной подготовке к Св. Причащению. В крайнем случае, можно исповедаться и утром, но - до начала Божественной Литургии.

Исповедавшись, необходимо принять твердое решение не повторять прежних грехов. Есть добрый обычай - после исповеди и до Св. Причащения не есть, не пить и не курить. Безусловно запрещается это после полуночи. К воздержанию от пищи и питья надо приучать и детей, с самого раннего возраста.

После пения "Отче наш" нужно приблизиться к ступенькам алтаря и ожидать выноса Св. Даров. При этом пропустите вперед детей, которые причащаются первыми. Подходя к Чаше, надо заблаговременно сделать земной поклон, крестообразно сложить руки на груди и перед самой Чашей не креститься, дабы нечаянно не толкнуть ее. Внятно произнести свое христианское имя, широко открыть рот, благоговейно принять Тело и Кровь Христову и тотчас проглотить. Приняв Св. Тайны, не крестясь, поцеловать низ Чаши и тотчас же отойти к столику с теплотой, чтобы запить Причастие. До окончания Богослужения из церкви не уходить, непременно выслушать благодарственные молитвы.

В день причащения не плевать, не есть слишком много, не упиваться спиртным и вообще вести себя благопристойно, дабы "честно соблюсти в себе Христа приятого". Все это обязательно и для детей с 7 лет. Для молитвенной подготовки к Св. Причащению существует особое правило в более полных молитвословах. Оно состоит из чтения накануне с вечера трех канонов - Покаянного Господу Иисусу Христу, Пресвятой Богородице, Ангелу Хранителю и молитв на сон грядущим, а утром - молитв утренних, канона и особых молитв ко Святому Причащению.

Причащаться нужно, как минимум, четыре раза в году, во все большие посты: Великий, Петров, Успенский и Рождественский. Вообще же, частота участия христианина в Таинстве Причащения устанавливается индивидуально, по благословению духовника. Некоторые христиане причащаются крайне редко, мотивируя это своим недостоинством.

Это неправильно. Сколько бы человек не старался очистить себя перед Богом, всё равно он не будет достоин принятия такой величайшей Святыни, как Тело и Кровь Господа Иисуса Христа.

Бог даровал нам Святые Христовы Тайны не по достоинству нашему, а по великой Своей Милости и Любви к падшему Своему созданию. И принимать Святые Дары христианин должен не как награду за свои духовные подвиги, но как Дар Любящего Отца Небесного, как аванс, который ещё надлежит "отработать", как спасительное Средство освящения души и тела.

Покаяние (Исповедь)

Покаяние есть Таинство, в котором верующий исповедует свои грехи Богу в присутствии священника и получает через священника прощение грехов своих от Самого Господа Иисуса Христа. Спаситель дал св. апостолам власть разрешать грехи: "Приимите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся" (Ин. 20, 22-23). От Апостолов эта власть перешла к их преемникам - епископам и священникам Церкви Христовой. И ныне каждый православный епископ или священник обладает этой властью во всей полноте.

Для того, чтобы понять смысл Покаяния, необходимо подробнее разобрать понятие - "грех".

Грех - это нарушение Заповеди Божьей, преступление против Божьего Закона, в некотором смысле - самоубийство. Грех страшен, в первую очередь, тем, что разрушает душу самого человека, творящего этот грех, ибо, совершая грех, человек теряет Благодать Святого Духа, лишается Благодатной защиты и становится открыт губительным силам зла, нечистым духам, которые не замедляют тотчас же использовать возможность совершения разрушительных действий в душе грешника. А поскольку тело и душа человеческие в этой земной жизни связаны воедино, то раны душевные становятся источником недугов телесных; и в результате страдают и тело, и душа.

Всякий христианин, сознающий свои грехи и желающий от них очиститься, может придти в храм на исповедь и получить "разрешение" (освобождение церковнославянск.) от них.

Важно понимать, что Церковное Таинство Покаяния есть не просто возможность выговориться и тем "облегчить свою душу", как это принято в миру, но по сути своей это Таинство - действие Благодати, и, как и каждое действие Духа Святого, производит в душе человека реальные благотворные изменения.

Покаяние называют ешё "вторым крещением", так как в этом Таинстве совершается, подобно Крещению, очищение от грехов, и душа вновь обретает блаженное состояние чистоты и праведности.

Приходящим к этому спасительному Таинству, ищущим исцеления душевных недугов, нужно знать, что Таинство Покаяния состоит, как: бы из четырёх частей или этапов:

  1. Готовящийся к Таинству Покаяния христианин должен УМОМ ОСОЗНАТЬ свои грехи, проанализировать свою жизнь, понять, в чём и как он нарушил Заповеди Божьи, оскорбил Божественную к нам Любовь.
  2. Осознавший свои грехи, христианин должен СЕРДЦЕМ РАСКАЯТЬСЯ в них, оплакать своё недостоинство, просить у Бога помощи, чтобы впредь не осквернять себя ими.
  3. Пришедший в храм, кающийся должен подойти на Исповедь и УСТАМИ ИСПОВЕДАТЬ (исповедовать - открыто признавать церковнославянск.), то есть открыть перед священником свои грехи, прося у Бога прощения и давая обещание, в будущем всеми силами души бороться с искушениями, вводящими в грех и вечную смерть.
  4. Исповедав священнику свои грехи, получить от него РАЗРЕШЕНИЕ через чтение особой молитвы и осенение Знамением Креста.

Только при наличии всех этих составных частей Таинство Покаяния совершается, и христианин получает благодатное исцеление души от греховного недуга.

Брак (венчание)

Таинство Брака, как и все другие Таинства, есть действие Благодати. Союз мужчины и женщины изначально благословлен Богом. Священное Писание говорит: "И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею..." ( Бытие 1.27.28.).

Также сказано в Библии: "...оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть". (Бытие 2.24.)

Господь наш Иисус Христос, говоря о брачном союзе, недвусмысленно утвердил: "...что Бог сочетал, того человек да не разлучает". (Матф. 19.6) Именно это сочетание Богом мужчины и женщины в едину плоть происходит в Таинстве Брака. Благодать Святого Духа невидимо объединяет два отдельных человеческих существа в единое духовное целое, наподобие того, как два раздельных вещества например песок и цемент, соединяясь при помощи воды, становятся качественно новым, неразделимым веществом. И, как вода, в этом примере является связующей силой, так и Благодать Святого Духа является в Таинстве Брака силой, связующей мужчину и женщину в качественно новое, духовное соединение - христианскую семью. Причём, цель этого соединения не только в продолжении рода и взаимопомощи в быту, но главным образом, в совместном духовном совершенствовании, в умножении Благодати, потому что христианская семья - это Малая Церковь Христова, христианский брак - одна из форм служения Богу.

В таинстве брака при свободном (пред священником и церковью) обещании женихом и невестой взаимной верности друг другу благословляется их супружеский союз и испрашивается благодать Божия для взаимной помощи и благословенного рождения и христианского воспитания детей.

"Мужья, - говорит ап. Павел, - любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее... Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела" (Ефес. 5, 22-23, 25). Таинство брака необязательно для всех, но остающиеся безбрачными обязаны проводить девственную жизнь, которая, по учению Христову, выше брачной - один из величайших подвигов.

Что еще нужно знать желающим венчаться в Церкви?

Что Таинство брака не совершается во время постов: Великого (48 дней перед Пасхой), Успенского (14-28 августа), Рождественского (28 ноября - 7 января), Петровского (от воскресенья после Троицы, до 12 июля), на Святках (между Рождеством Христовым и Крещением - от 7 до 19 января) и на Светлой (Пасхальной) седмице, а также во вторник, четверг и субботу и еще в некоторые дни года.

Браковенчание - великое Таинство, а не только красивый обряд, потому и относиться к нему следует со страхом Божиим, дабы разводом не поругать святыню. В нашем государстве юридически признается гражданский брак, поэтому для совершения церковного Таинства нужно предоставить брачное свидетельство, выданное ЗАГСом. Первая часть Таинства - обручение жениха и невесты, для чего у них обязательно должны быть обручальные кольца.

Елеосвящение (Соборование)

По существующей ныне благочестивой традиции, Великим Постом практически в каждом приходе совершается Таинство Соборования или Елеосвящения, являющееся одним из семи таинств нашей Православной Церкви, при котором семикратно помазывается тело святым елеем (маслом) и призывается в молитвословиях Благодать Божия, исцеляющая недуги душевные и телесные.

Хотя Елеосвящение и сходно с Таинством Покаяния тем, что при его совершении отпускаются грехи, но это грехи не исповеданные по забвению, по неразумению, грехи, случившиеся вследствие человеческих немощей и помимо ведома согрешившего; грехи,которые были причиною болезни, но болящий не знал об этом и не почитал их грехами. Тем не менее, Таинство Елеосвящения не отменяет и не заменяет Исповеди, к которой обязательно должен приступать каждый соборующийся, дабы своим покаянием очиститься от осознанных согрешений.

Считается, что Соборование, в первую очередь, должно совершаться над болящими для их исцеления, но вряд ли сейчас найдется человек, свободный от физических и духовных недугов, поэтому, приступая с верою и упованием на милость и долготерпение Божие, мы надеемся на исцеление своих духовных и душевных немощей, невидимых язв, поразивших нашу страдающую душу, покрытую коростой нераскаянных и забытых грехов. Немоществует душа - немоществует и тело... Исцеляем душу Благодатию Божией - восстает от болезней и изнемогающая от грехов плоть. Но, конечно, не для того, чтобы и дальше следовать страстям, упиваться всеми мыслимыми и немыслимыми удовольствиями, а для того, чтобы, будучи созданной по образу и подобию Божиему, уподобиться сосуду чистому, вмещающему самое дорогое и ценное - бессмертную душу.

Таинство елеосвящения установлено на основании слов апостола Иакова в Соборном послании: "Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восстановит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему" (Иак. 5; 14-15). Елеосвящение совершается священниками или архиереями. Совершение елеосвящения желательно несколькими (согласно требнику - семью) священниками (отсюда др. назв. - соборование), но допускается и одним. Чин елеосвящения состоит из благословения, начала обычного, канона, ектений о болящем, освящения елея с иерейской молитвой, семь раз читаются Апостол и семь раз Евангелие, после каждого чтения Апостола и Евангелия произносится ектения и читается тайносовершительная молитва с помазыванием больного елеем. После седьмого, последнего помазания священник кладет больному Евангелие на голову и читает разрешительную молитву.

О таинстве Соборования

Елеосвящение есть одно из семи церковных таинств, в котором при помазании тела освященным елеем призывается на болящего благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные (Катехизис). Елеосвящение подобно Таинству покаяния в том, что в нем отпускаются грехи, совершенные по неведению; в елеосвящении также отпускаются грехи забытые, которые могут сильно беспокоить совесть и привести человека в немощное состояние.

Таинство Елеосвящения положено совершать собором семи священников, оттого оно и называется «соборованием», но допускается и меньшее число священников.

В прежние времена, до разрушения православной Руси, соборовали исключительно болящих, причем это таинство входило в подготовку к уходу человека в мир иной и восполняло полноту покаяния немощствующего или болящего.

В наше время восстановления Церкви и массового воцерковления это Таинство занимает важное место в сознании церковного люда. Много болящих, которые стремятся к исцелению, не всегда понимая, что прежде заботиться нужно о духовном здравии, а остальное Господь приложит. Чувство облегчения, получаемое в этом Таинстве, даруемое им благодатию Духа Святаго укрепляет их в вере, открывает им глаза на самое главное – заботу и попечение прежде всего о своей бессмертной душе.

Есть категория православных, регулярно соборующихся каждый год, но не приступающих к Таинствам исповеди и причастия. Это, конечно, можно объяснить недопониманием сущности Соборования, – Таинства, прилагающегося, еще раз повторю, к Таинству исповеди.

Воцерковляясь и стремясь к благочестию, необходимо понять тесную связь всех церковных Таинств, начиная с Крещения, которое есть духовное рождение в новую вечную жизнь, Миропомазания – запечатление благодати Св. Духа на крещаемом, регулярной Исповеди, которая есть духовное очищение от многих грехов через покаяние милосердием и любовью Божией, причастия от Св. Чаши с Телом и Кровью Господа нашего Иисуса Христа и Церковного Брака – Венчания – духовного отеческого благословения на совместную жизнь и продолжение рода, и, наконец, Таинства Елеосвящения – исцеляющего наши многочисленные плотские и душевные немощи долготерпением и снисхождением Божиим.

Остается добавить, что установилось правило совершать это Таинство именно Великом постом, следуя путем покаяния и стремясь к восстанию от греховного плена, который есть болезнь и смерть.

Священство

В Таинстве священства правильно избранный человек через архиерейское рукоположение (по-гречески - хиротонию) получает благодать Святаго Духа для освященного служения Церкви Христовой.

Степеней священства три: диакон, пресвитер (священник) и епископ (архиерей). Есть и названия, обозначающие не новую степень, а только высшую честь: например, епископ может возводиться в архиепископа, митрополита и патриарха, иерей (священник) - в протоиерея, диакон - в протодиакона.

Посвящаемый во диакона получает благодать служить при совершении Таинств, посвящаемый во священника - совершать Таинства, посвящаемый во епископа - не только совершать Таинства, но и посвящать других для совершения Таинств.

Таинство священства - установление божественное. Св. апостол Павел свидетельствует, что Сам Господь Иисус Христос "поставил... иных пастырями и учителями, к совершению святых на дело служения, для созидания Тела Христова" (Ефес. 4, 1- 12). Апостолы, совершая это Таинство, через возложение рук возводили в диаконы, пресвитеры и епископы. В свою очередь, поставленные ими епископы хиротонисали предназначенных к священному служению людей. Так, словно огонь от свечи к свече, дошла до нас от апостольских времен чреда правильно рукоположенных священнослужителей.

Для недавно вошедших в Церковь людей целая проблема - как называть их? Священнослужителей в степени диакона и пресвитера обычно величают "отцами" - по имени: отец Александр, отец Владимир - или по должности: отец протодиакон, отец эконом (в монастыре). Существует в русском языке и особое, ласковое обращение: батюшка. Соответственно и супругу называют "матушкой". К архиерею принято обращаться следующим образом: "Владыко!" или "Ваше Высокопреосвященство!". Патриарха же называют "Ваше Святейшество!". Ну, а церковнослужители, работницы храма простые прихожане? К ним принято обращаться так: "брат", "сестра". Впрочем, если перед вами человек много старше вас, не будет грехом сказать ему: "отец" или "матушка", так же адресуются и к монашествующим.

Вернуться к содержанию